Класс: 11-й класс, профильный уровень.
Название темы: Социальные статусы и роли.
Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 11-м классе профильный уровень по программе Л.Н.Боголюбова в течение 2 уроков в рамках тематического блока “Социальное развитие современного общества” и призвана дать понятия: социальный статус, виды статусов их классификация, социальные роли, ролевой набор, имидж, социализация.
Основные вопросы темы 1 урока:
- Что такое статус.
- Что такое социальный статус личности.
- Социальные роли.
Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств: цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации о социальных статусах и ролях, а также для подготовки выступлений учащихся. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPоint для подготовки выступлений.
Технические средства: компьютер, принтер, проекционная аппаратура.
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: учитель использует Интернет и программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPoint для помощи ученикам в процессе самостоятельной работы и поиску информации.
Ожидаемые результаты обучения: Учащиеся познакомятся с основными позициями социального статуса, его видами, ролевым набором личности. Умеют находить, систематизировать, отбирать и применять найденную информацию при подготовке на уроке. Умеют готовить презентации по данной теме с использованием компьютерных программ. Умеют формировать и аргументировать мысль, излагать информацию, приводить примеры, задавать вопросы и отвечать на них.
Описание урока по теме: “социальные статусы и роли”
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.
Задачи урока:
- Образовательные: усвоить понятия “ социальный статус” и “ социальная роль”.
- Воспитательные: формировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию, воспитывать толерантное отношение к людям.
- Развивающие: развить познавательный интерес у учащихся к изучению данной темы при работе с Интернетом, электронными носителями, развивать умения интегрировать работу с компьютерной техникой и учебной литературой по данной теме.
Тип урока: веб-квест.
Оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор, экран, принтер.
Перечень используемых цифровых ресурсов на уроке:
Слайд 2
Домашнее задание
- § 4 читать, ответить на вопросы;
- Устно ответить на вопросы;
- Ответить на вопросы к тексту в тетради письменно.
Слайд 3
План урока
- Что такое социальный статус личности;
- Социальные роли личности;
- Социализация личности;
- Кто учит нас «играть по правилам»?
- Социальная адаптация.
Слайд 4
Что такое социальный статус личности
- Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека
- В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно и использоваться в первой половине XIX в.
- Полемизируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе
- Это положение Вебер называл социальным статусом
- В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория ролевых конфликтов помогают глубже осмысливать социальные процессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения
Слайд 5
Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) личности - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Реально любой человек занимает в обществе много позиций:
- спортсмен
- ученик
- отличник
- ребенок
Поэтому социологи говорят о статусном наборе.
Слайд 6
При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека.
Слайд 7
Статусы, определяемые положением индивида в группе
- Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами
- Личный статус - положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами
Статусы, приобретаемые или не приобретаемые
- Предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности
- Достигаемый статус - приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека
Слайд 8
Слайд 9
- Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет
- Престиж - оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами
- Авторитет - степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов
Слайд 10
Социальные роли личности
- От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения
- Оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как следует поступать, держаться, одеваться и т.п. человеку данного социального положения
- Модель поведения, ориентированную на данный статус, принято называть социальной ролью
- Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас достаточно много. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром)
- Ролевой набор формирует набор социальных отношений
Слайд 11
Выделяют следующие социальные роли
- Психосоматические (гр. soma - тело) - поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека
- Психодраматические - поведение личности зависит от требований социального окружения
- Социальные - личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории
Слайд 12
Социальные роли личности
- Роли определяются ожиданиями людей
- Например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обязан добросовестно осуществлять порученную ему работу
- Таким образом, социальная роль - это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса.
- Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией
- От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли
Слайд 13
- В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей
- Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений
Посмотреть все слайды
краткое содержание других презентаций«Гражданское общество и политическое государство» - Правовое государство и гражданское общество. Правовое государство. Связь правового государства и гражданского общества. Понятие и подсистемы гражданского общества. Сущность и признаки правового государства. Признаки правового государства. Античность. Идеи гражданского общества. Теории правового государства. Теории правового государства и гражданского общества. Становление гражданского общества в современной России.
«Биография Маркса» - Собрание сочинений. Творчество Карла Маркса. Философский материализм. Прибавочная стоимость. Труды Маркса. Стоимость. Марксизм. Карл Маркс. Работа в газете. Учение в экономике. Теория классовой борьбы. Социализм во всех сферах жизни. Социализм. Материалистическое понимание истории. Биография. Деятельность Карла Маркса.
«Профессия социального работника» - Нравственность. Работник. Специальность. Добровольцы в социальной работе. Профессия. История социологии. Какими качествами должен обладать социальный работник. Социальный работник. Огюст Конт. Жизнь прекрасна.
«Молодёжные организации в России» - Почему возникают субкультуры. Хиппи. Типы молодежных организаций. Молодые социалисты России. Молодежная субкультура эмо. Молодежное движение панков. Субкультура. Молодежные политические организации в России. Молодежные политические организации. Готы. Субкультура готов.
«Социальная структура и социальные отношения» - Статусные группы. Работа с источником. Экономические факторы. Первобытное общество. Люмпены и маргиналы. Перемещение людей. Тенденции в развитии социальных отношениях. Устранимо ли неравенство. Буржуазия. Социальная стратификация по Веберу. Социальная структура и социальные отношения. Неравномерное распределение богатства между людьми. Социальная стратификация. Социальные перемещения. Основные понятия и термины.
«Бытовые отношения» - Культура бытовых отношений. Культура ведения домашнего хозяйства. Решение проблемы. Ответьте на вопросы. Урбанизация и быт. Развитие личности. Быт и бытовые отношения. Культура питания. Культура обустройства и организации жилища. Культура организации досуга. Отношение к культуре бытовых отношений. Питание в определенное время.
Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус – положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).
Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижная, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру.
Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным Прирожденным считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. (Негр, мужчина, русский)
Король – приписываемый статус. Почему? А князь, граф? Правильнее говорить о приписываемом, а не прирожденном статусе. Прирожденные статусы: «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка» и все «родственники в законе». Стать «родственником в законе» можно только через брак. А статусы падчерицы, пасынка, крестного отца, крестной матери?
Прирожденным является биологически унаследованный статус, а приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Сын – и прирожденный, и приписываемый статус. Чтобы не было путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одинаково – приписываемый статус
Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью, или просто ролью. Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром).
Социализация личности и социальная адаптация Социализация личности и социальная адаптация Социализация личности Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей. Условие. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Протекает в течение всей жизни человека. Социальная адаптация Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Человек осуществляет этот процесс осознанно. Два типа адаптации: Активное воздействие на социальную среду, стремление изменить устаревшие нормы. Пассивное (конформное) восприятие целей и ценностей группы, окружения.
Cлайд 1
Cлайд 2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. ТЕОРИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.Cлайд 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ, РОЛЕВОЙ НАБОР, РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ. ТЕРМИНЫ: АВТОРИТЕТ, ПРЕСТИЖ, МАНИПУЛЯЦИЯ.Cлайд 4
Индивид – индивидуальность – личность Индивид – каждый отдельный человек Индивидуальность – неповторимость каждого человека Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)Cлайд 5
Структура психики личности По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939) Я ОНО Сверх-Я сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека либидо мортидоCлайд 6
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ. ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, ЗАНИМАЕМОГО С ВОЗРАСТОМ, ПОЛОМ, СОЦИАЛЬНЫМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ И ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ. УЧАЩИЙСЯ СЫН, БРАТ. МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК СПОРТСМЕН ОДНА ИЗ ПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОЦИАЛЬНО- ГЛАВНЫЙ СТАТУСCлайд 7
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ СТАТУСЫ ОТ РОЖДЕНИЯ- ПРЕДПИС АННЫЕ ПОЛ, РАСА, ВОЗРАСТ СТАТУСЫ НОВЫЕ ДОСТИГАЕМЫЕ, СТАТУСЫ МОГУТ ВСТУПАТЬ В ПРОТИВОРЕЧИЕ- ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ- РАБОТА- НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА. ВАЖНЫ СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ- БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕCлайд 8
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ ПРЕСТИЖ- ОЦЕНКА ОБЩЕСТВОМ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПОЗИЦИЙ ЗАНИМАЕМЫХ ЛЮДЬМИ АВТОРИТЕТ СТЕПЕНЬ ПРИЗНАНИЯ ГРУППОЙ ИЛИ ОБЩЕСТВОМ ЛИЧНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.Cлайд 9
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ. ОТ ЧЕЛОВЕКА ЗАНИМАЮЩЕГО ОПРЕДЕЛЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖДУТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ОЖИДАНИЕ, ПРЕДПИСАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СТАТУСУ ПОВЕДЕНИЯ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ ТРЕБОВАНИЕ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТРУДНОСОВМЕСТИМЫХ РОЛЕЙ СОВОКУПНОСТЬ РОЛЕЙ- РОЛЕВОЙ НАБОР РОЛЕВОЙ НАБОР ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МНОГИМИ ФАКТОРАМИ ОДИН ИЗ НИХ- ВОЗРАСТCлайд 10
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОВЛАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НАБОРОМ РОЛЕЙ СВЯЗАНО С УСВОЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ОБРАЗЦЕВ ПОВЕДЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И НОРМ, ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТСТВО- С 1Г ДО 8. ПОДРАЖАНИЕ ВЗРОСЛЫМ. 1 ЭТАП 8- 9 ЛЕТ ИГРА ПО ПРАВИЛАМ. ПОСТИЖЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ, ДУХ. ЦЕННОСТЕЙ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВСЮ ЖИЗНЬ- УСВОЕНИЕ НОВЫХ РОЛЕЙ.Cлайд 11
КТО УЧИТ НАС « ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ» СЕМЬЯ СВЕРСТНИКИ ШКОЛА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВМЕСТЕ С ТЕМ НАДО ПРИЗНАТЬ ЧТО, СМИ МОГУТ СЛУЖИТЬ СРЕДСТВОМ МАНИПУЛЯЦИИ, ТО ЕСТЬ НЕЯВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬCлайд 12
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. ОДНОЙ ИЗ СТОРОН СОЦИАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ- ПРИСПОСОБЛЕНИЕ- ЭТО ПРОЦЕСС ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ. УСВАИВАЮТСЯ УСТОЙЧИВЫЕ СВОЙСТВА НОВОЙ СРЕДЫ. ПРИНИМАЮТСЯ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ. ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ- УСВОЕНИЕ СОЦ. РОЛЕЙ, ВЫСОКИЙ СОЦ. СТАТУС.